kskpoisk: (Default)
[personal profile] kskpoisk
Дэниел Деннет про мемы.
Он рассказывает, что человеческие идеи ведут себя как биологические паразиты. Идеи заставляют людей посвящать жизнь работе на идею. Идеи заставляют людей сражаться друг с другом ради процветания идей. Идеи убивают, если попадают к людям, у которых нет против идей достаточного иммунитета, например, к тем, кто сталквается с идеей впервые.
Неправильно говорить, что "пусть все, зараженные этой идеей погибнут, мир здоровее будет" не только потому, что это не этично, но еще и потому, что на самом деле смерть хозяина не уничтожит паразита.
http://www.ted.com/talks/dan_dennett_on_dangerous_memes
Там можно выбрать русские субтитры.

Date: 2016-05-16 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] nakamura.livejournal.com
Кхе-кхе, ну Федор Михалыч про это много писал:)

Date: 2016-05-17 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] datchery.livejournal.com
Кажется, тут есть затруднение с переводом слова "memes".

Date: 2016-05-17 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] datchery.livejournal.com
Ну там вроде не только про мемы или даже не столько про мемы. Там типа про идеи.

Date: 2016-05-17 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] kskpoisk.livejournal.com
Там мем понимается в том смысле, в котором этот термин ввел Докинз.

Date: 2016-05-17 09:26 pm (UTC)
From: [identity profile] datchery.livejournal.com
Кажется, что использование этого слова в таком смысле требует специального разъяснения. По дефолту используется новый смысл.

Date: 2016-05-18 04:51 am (UTC)
From: [identity profile] kskpoisk.livejournal.com
Ты считаешь, что я некорректно написала пост, или что переводчик некорректно перевел?

Date: 2016-05-19 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] datchery.livejournal.com
Я видео не глядел.

Date: 2016-05-19 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] kskpoisk.livejournal.com
Ты чудесен.

Date: 2016-05-20 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] datchery.livejournal.com
Ну то есть речь про твой пост.

Date: 2016-05-20 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] kskpoisk.livejournal.com
Илья, я с пониманием отношусь к тому, что у тебя есть потребность редактировать любой текст, который попадается тебе на глаза, и в том числе мои посты, но, возможно, не стоит этого делать, если ты не готов при этом вникать в суть.
Заметь, я не утверждаю, что мой пост написан безупречно, и ты не прав.

Date: 2016-05-20 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] datchery.livejournal.com
Маш, я с понимаем отношусь к тому, что у тебя есть потребность находить психологические объяснения любой мысли, которая попадается тебе на глаза, и в том числе моим мыслям, но, возможно, не стоит этого делать, если ты не в курсе, чего в чужой голове происходит.
Заметь, я не утверждаю, что моя голова безупречна и ты не права.

Я неправильно понял твой пост. Я предположил, что это могу быть не только я. Вроде логично написать об этом комментарий, нет? На процесс редактирования это не похоже совсем.

Date: 2016-05-20 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] kskpoisk.livejournal.com
Ну, собственно, мы сейчас с тобой культурно топчемся по границам друг друга. Это плохо и в данный момент нам стоит остановиться.

Я приношу извинения за некорректное утверждение про склонность к редактированию.

Мне было бы удобнее, если бы ты спрашивал, когда тебе что-то не понятно в том, что я написала, но воздержался бы от советов, если я об этом прямо не прошу. Формулировка: "объясни, пожалуйста, я не понял, почему мемы" отличается от формулировки "Кажется, тут есть затруднение с переводом слова "memes". Во втором случае я усматриваю попытку доминирования и у меня это вызывает негативную реакцию.

Date: 2016-05-20 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] datchery.livejournal.com
Извини.

Формулировка: "объясни, пожалуйста, я не понял, почему мемы" отличается от формулировки "Кажется, тут есть затруднение с переводом слова "memes".

Так я уже понял же, когда писал. :-)

Date: 2016-05-20 10:33 am (UTC)

Date: 2016-05-18 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] marina-fr.livejournal.com
На мой взгляд очень характерная беда наших дней - подмена идей мемами. Идея воспринимается структурно. Можно сказать: "Вот досюда я со СТЭ согласен, а дальше у неё дырка, связанная с тем, что она не учитывает - особи сами выбирают и создают среду, в которой конкурируют". Аналогично и с идеологическими конструктами, включая те, за которые идут умирать и убивать.
Мем неделим. Его можно использовать лишь для того, чтобы сказать: "Все же знают, что это так" или "Все же знают, что это старая, много раз осмеянная фигня". Его можно осмеять, не разбирая и не критикуя, иногда вообще просто слишком частым использованием не по делу, его можно таким образом своровать у противника, проехавшись на его высокой эффективности и не трудясь придумывать свой.
Одним из первых мемостроителей на нашем пространстве был Галковский, но он, как человек старшего поколения, хотя бы трудился выдумывать. У штатных пропагандонов вроде Гюни или Гоблина все мемы заимствованы, что не мешает им пользоваться популярностью. Мемы левопатриотической публики активно юзали, чтобы вовлечь её в движу, патриотичность которой, а тем более левизна, весьма сомнительны. Это вообще свойство мема - его может эффективно использовать тот, кто в него не верит. В последней истории, судя по всему, хорошо пошедшие мемы, убедившись в их эффективности, тянули у тех, кто пытался остановить суициды - от 50 дней до китов. Тянули, именно превращая их из работающих конструкций в мемы. И - да - управляемость мемами действительно, похоже, маркёр следующих за нами поколений.
Edited Date: 2016-05-18 06:22 am (UTC)

Date: 2016-05-18 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] kskpoisk.livejournal.com
Я сомневаюсь, что это особенность нашего времени. Мне кажется, это скорее некоторое базовое свойство мышления.

Date: 2016-05-18 06:51 am (UTC)
From: [identity profile] marina-fr.livejournal.com
Не-а. Я же чуть постарше (. Какие-то идолы и жупелы для определённого слоя были, но мемов практически не было. Где-то с Галковского началось. Очень, очень заметно. Даже по эволюции ЖЖ. И очень влияет именно на младшее поколение.
Edited Date: 2016-05-18 06:51 am (UTC)

Date: 2016-05-18 07:03 am (UTC)
From: [identity profile] kskpoisk.livejournal.com
Возможно я не вполне четко понимаю термин.
"Враг народа", "буржуазная идеология", "вейсманизм - морганизм", "дело мировой революции" - это не оно?

Date: 2016-05-18 07:10 am (UTC)
From: [identity profile] marina-fr.livejournal.com
Это близко и это отчасти возвращение к тем же традициям. Но даже там это было хотя бы отчасти обсуждаемо. Можно было сказать: "На самом деле делу мировой революции лучше служит..." или "настоящие враги народа - это..." , хотя сама конструкция могла быть и топорна и суггестивна. Там, где появляется мем, после него обсуждать вообще нечего.

Date: 2016-05-18 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] kskpoisk.livejournal.com
Мне кажется, тут как раз то, о чем выше пишет Илья: первоначальное использование слова мем отличается от нынешнего широко принятого.
Первоначально имелась в виду любая информация, которая начинает "сама собой" активно распространяться.

Ты понимаешь под словом мем некий символ, вызывающий определенные эмоции - так?
Соответственно, поскольку эмоциональная реакция быстрее и сильнее разумной, то первая вторую забивает. Это имеется в виду?

Что-то я слишком часто стала тебя понимать не с первого раза :(((

Date: 2016-05-18 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] marina-fr.livejournal.com
Да, я тут подумала и поняла существенное отличие.
Прежние формулы, даже топорные и эмоционально навязывающие, предполагали скорее навязывание согласия в основных препосылках. "Все люди доброй воли", да. Нынешние предполагают прежде всего выделение своих и устранение чужих (с которыми можно вообще не спорить, не убеждать и их не слушать), поскольку они ничего не понимают, не владеют Истиной, врут или злонамеренны. Именно поэтому мемы одной стороны активно высмеиваются и заимствуются другой. Именно поэтому, видимо, можно было перенять мемы, нацеленные на выделение группы подростков - потенциальных самоубийц и потихоньку подменить содержащееся в них послание. Группа-то (а это группа, достаточно сильно склонная противопоставлять себя остальному миру, я это хорошо понимаю и даже где-то сочувствую) осталась той же.
Понятно, что мем тупее, но в чём-то и сильнее идеи, поскольку его эмоциональный заряд изначально направлен на выделение группы, а не просто на влияние на мысли и действия. Понятно, почему это так действует именно на подростков. Цель мема в значительной степени - слить всех противопоставленных в однородную недифференцированную массу ("все взрослые ничего не понимают"). Я, например, была изрядным евроскептиком, но мне много раз предлагали поскакать. Использование мемов обычно к этому приводит.
Edited Date: 2016-05-18 09:55 am (UTC)

Profile

kskpoisk: (Default)
kskpoisk

June 2022

S M T W T F S
   1234
5 67891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 09:36 am
Powered by Dreamwidth Studios